Разбитое зеркало — наглядная метафора того, что происходит с психикой человека в момент травматизации.
Когда травма раскалывает психику, мы теряем свою целостность. С этого момента мы разделены на части, каждая из которых живёт свою жизнь, часто не подозревая о существовании остальных. Чувства, мысли, тело и его ощущения, образы внешнего мира фрагментируются и отделяются друг от друга. Чтобы выжить в небезопасной среде, приходится отключить себя от невыносимых воспоминаний прошлого. Или мы можем воспроизводить их в своей голове, но при этом ничего не чувствовать. Можем рассказывать о жутких ссорах родителей, ударах ремня за двойку, наказании молчанием, оскорблениях и одновременно улыбаться, оправдывать действия взрослых и быть убеждены в своём счастливом детстве.
Текущие эмоциональные реакции очень сложно связать с когда-то пережитой болью, потому что она отщеплена и вытеснена из сознания. Будучи взрослыми, мы не в силах понять, что любая насмешка, унижение, агрессия, упрёк, издевательство, отпущенные в наш адрес, пробуждают внутри нас фрагменты старой, давно перенесенной боли.
Говорят, травма разделяет жизнь человека на «до» и «после». В действительности же, травма ломает её, не переставая смешивать обломки детских чувств с происходящим здесь и сейчас. Прошлое перепутывается с настоящим. Настоящее оборачивается прошлым.
«Ранняя травма всегда сейчас» — говорит Франц Рупперт.
Осколок не способен увидеть и отобразить то, что может показать целое зеркало. Чем мельче его размер, тем сильнее он ограничен в восприятии окружающего пространства. Расколотая психика подобна расколоченному зеркалу. Каждый её фрагмент существует сам по себе и не в состоянии почувствовать и осознать опыт, пережитый тогда, когда она была более целостной. Для этого необходимо вновь собрать воедино все отколотые элементы. Соединить телесные реакции, мысли, чувства, образы, потребности и весь пережитый опыт в одно целое. Пропустить болезненные переживания через тело и дать им исчерпаться. Склеить расколы и трещины сочувствием, любовью, заботой и бережностью к себе.
Тогда, если другие люди:
- будут говорить о нас плохо и без уважения,
- не обратят внимания и пройдут мимо,
- не похвалят и не оценят наши труды,
- не захотят разговаривать и не выберут нас в собеседники,
- будут пренебрегать и проявлять агрессию,
мы сможем остаться в контакте с собой, понять, что это их реакции и проекции. Мы можем им не нравиться, у них может быть плохое настроение, они могут не справляться с обстоятельствами своей жизни, могут путать и искать в нас того, кто удовлетворит их потребности, разочаровываться в нас и мы совсем не обязаны соответствовать их ожиданиям и представлениям о нас. Соприкасаясь с их реакциями, мы не скатимся в стыд и вину, не почувствуем себя ненужными, отвергнутыми и нелюбимыми, а при необходимости сможем защитить себя и свои потребности.
Как пишет Артур Янов: «Это будет означать, что у человека не осталось старого чувства отверженности, и никакое пренебрежительное замечание не сможет на целый день выбить его из колеи».
Разбитое зеркало невозможно вернуть в первозданный вид, даже если старательно и искусно склеить каждый осколок. Присваивая себе отколотые элементы психики, мы соединяем весь пережитый опыт в свою подлинную биографию. Мы возвращаемся к своей идентичности — к пониманию, кто я есть, какова моя суть и чего я хочу на самом деле.
Свежие комментарии