«Травма — это очки, которые носит человек и через них оценивает все события». Эти слова американского психотерапевта Дженей Уайнхолд как нельзя лучше характеризуют психотравму.

Специалисты говорят, что не каждое событие может травмировать человека. Что для одного ужас, для другого — перешагнул и пошёл дальше. На мой взгляд, это больше относится к взрослым. В отношении детей так не работает.

Психотравма — это невыносимая жизненная ситуация, с которой человек не в состоянии самостоятельно справиться. Это ситуация, которая представляет угрозу жизни и, чтобы еë предотвратить, нет ни внутренних, ни внешних ресурсов. Опереться абсолютно не на что.

Взрослый человек в состоянии справиться со стрессовой ситуацией. Развод или смерть близкого чаще всего не угрожает его жизни. Даже если больно, невыносимо и неприятно. Бывает и так, что развод освобождает из токсичных отношений и тогда такое событие открывает новую главу жизни.

С детьми всё иначе. Для ребёнка болезненная ситуация — событие, умноженное на сто от похожей ситуации взрослого. Например, развод родителей для ребёнка всегда травматичен и часто воспринимается им, как угроза его существованию и брошенность. Чем младше ребёнок, тем легче ему травмироваться о незначительные для взрослых ситуации.

Почему внутриутробный период и раннее детство до 2-3 лет — самый важный период для становления и развития детской психики? Да потому что в этот период состояние матери и нездоровая атмосфера вокруг неё могут стать угрозой для безопасности и дальнейшей жизни малыша. Его существование на все 100% зависит от матери. Она — тот человек, который решает будет жить ребёнок или нет. Ребёнку жизненно необходима любовь, забота, телесный контакт, поддержка и опора, которые он может получить только от мамы. И если этого нет или слишком мало — травма неизбежна.

Ребёнок, которого сразу после рождения отняли у матери и положили в отдельную палату для новорождённых, находится в невыносимом состоянии. Его организм, переживший роды и остро нуждающийся в матери, лишается опоры. У него нет понимания вернётся ли мама, как и нет понимания, что это временно и через несколько часов его принесут на кормление. На уровне инстинкта срабатывает страх смерти. Вся ситуация — непереносимый ужас. Гормональная система срабатывает огромным выбросом гормонов стресса в кровь. И чтобы со всем этим справиться или, другими словами, выжить, психика ребёнка раскалывается. Его невыносимые переживания, словно стекло, разбиваются на отдельные части — отколотые потребности, чувства и телесные ощущения. Психика лишается целостности.

Травмированные части несут в себе болезненные чувства и воспоминания. В них так много боли, что соприкосновение с ними поднимает в человеке страх смерти.

Выживающие части всеми силами защищают от проникновения в пережитый ужас. Они подавляют и вытесняют чувства, ощущения и воспоминания о травме. Им постоянно приходится быть начеку. Для того, чтобы удерживать, укреплять и создавать новые барьеры, выживающие части задействуют огромное количество жизненной энергии человека. Часто уже по такому признаку, как нехватка сил и дефицит энергии, можно понять, что человек травмирован.

Здоровые части. Да, они есть. И периодически человек живёт из этих частей. Взвешенные и обдуманные решения из них. Признание, что не в состоянии помочь себе, и обращение за помощью к специалисту — чаще из здоровых частей. Необходимость защитить своего ребёнка от тёти, ругающей во дворе — также. Отпускание руки в направлении удара по мягкому месту малыша и мысль «что же я делаю» — оттуда же.

Интересно, что в определённый момент времени мы находимся какой-то из этих частей. И ни одна из них не знает о существовании друг друга. По мнению специалистов, внутри нас одновременно живут от 800 до 1000 таких частей. А мы, соответственно, живём из каждой в те моменты, которые эмоционально нас задевают.

Расщепление психики можно почувствовать, когда человек эмоционально включается в неприятной для него ситуации. Если ситуация накаляется и при этом он испытывает страх и ужас, не может с ними справиться и не понимает, почему так происходит, он автоматически попадает в случившийся в раннем детстве раскол.

У психотравм есть одна важная особенность — повторяемость. Случившись единожды, она потянет за собой цепочку событий, которые будут раз за разом расщеплять психику человека. С такой психикой человек не в состоянии воспринимать мир целостно и теряет контакт с реальностью. Его выживающие части создают виртуальные миры и иллюзии, сужают восприятие окружающей действительности и блокируют возможности дальнейшего развития. Так психотравма ограничивает жизнь. С момента раскола психики человек смотрит на мир сквозь очки травмы. И целая коллекция этих очков одновременно застилает его глаза.

Работая с травмой, мы постепенно снимаем одни очки и начинаем видеть себя и мир немного иначе. Мы адаптируемся к этому зрению и, когда готовы идти дальше, снимаем следующие очки. Каждый раз по кусочкам мы возвращаем себе свои чувства, потребности и свою целостность.

Самостоятельно справиться невозможно. Потому что тогда, в момент травмы, мы не смогли сохранить свою целостность, мы были одиноки и без поддержки пытались что-то сделать. Мы выжили ценой раскола своей психики на множество несвязанных друг с другом частей. И чтобы их собрать воедино, необходимо бережное и безопасное сопровождение со стороны — человек, который посмотрит добрым взглядом и не будет препятствовать вашему движению.

©Дмитрий Каракозов

Фото: Noah Silliman, unsplash.com